Елена Кравчук: "Парусный спорт остается в душе навсегда"
Разноцветные паруса над бухтой… Что может быть красивее? Спорт принцев, спорт королей. Но почему принцы (да и принцессы) не брезгуют такой тяжелой работой? А она и вправду тяжелая. Значит, кроме романтики и красоты, есть еще что-то исключительное, формирующее не только характер, но и определяющее развитие человека в целом? Парусный спорт – очень технически сложный вид спорта.
О нем СпортКоманде рассказала Елена Кравчук, тренер СШ (комплексная, г. Севастополь) филиала ФАУ МО РФ ЦСКА.
– Елена, кто приходит к вам на занятия? Кого вы берете?
– В группу начальной подготовки мы берем детей с 9 лет, но приходят и старше, конечно. Условий для зачисления два: ребенок должен хорошо уметь плавать и быть здоровым (пройти диспансеризацию). Мы очень рады детям, которые приходят из других видов спорта ранней специализации: они уже хорошо развиты физически и понимают, что такое спорт.
Начать заниматься можно в любое время года. Если есть место, ребенка возьмут. Другое дело, что в зависимости от сезона его знакомство с нашим видом спорта, первые тренировки будут строиться по-разному.
– Давайте поподробнее. Сейчас начало весны. Чем новичок будет заниматься на тренировках? Ведь для спуска на воду еще недостаточно тепло.
– Он будет серьезно заниматься общей и специальной физической подготовкой, плавать в бассейне, играть в спортивные игры и осваивать большое количество теоретической информации. Кроме этого, именно сейчас мы начинаем готовить матчасть. Тренировок на первых порах будет немного – 3-4 в неделю по 2 часа. Навигация у нас в Крыму начинается очень рано, в конце марта уже первые соревнования. Но до стартов новичку еще очень далеко, и не только потому, что он еще ничего не умеет и не знает. У него просто нет прав. Да, чтобы быть допущенным к соревнованиям, необходимо получить права на управление судном – сдать сложный практический и теоретический экзамен. Ребенок должен будет знать правила парусных гонок, такелажное дело, технику безопасности и оказания помощи, правила поведения в экстренных ситуациях и многое другое. Есть четкие алгоритмы действий в каждом случае, например: что делать, если лодка перевернулась? Как правильно подойти для оказания помощи?
Мы сразу учим детей грамотно и лаконично отвечать на вопросы, рисовать положение своей яхты относительно ветра. Это крайне важно: по правилам парусного спорта подавать протест или отвечать в случае спорных или конфликтных ситуаций во время гонок может только сам участник. Т. е. в нашем случае это может быть 9-летний ребенок.
Детям, кстати, это очень нравится (смеется), что им выдают права. Они чувствуют себя наравне с родителями, которые водят машину, а то и круче (подумаешь – машина, тут целая яхта).
Если же ребенок приходит в теплое время, его, наоборот, быстрее знакомят с "водой". Это важно, потому что сразу становится понятно: его или не его это вид спорта. Вдруг ребенок испугается открытого пространства и большой воды? А может, его укачивает? Ну, тут уж ничего не поделаешь. Надо просто выбирать другое занятие по душе.
Как происходит это знакомство с водой? Ребенка подсаживают в лодку к опытному рулевому и катают. Естественно, полностью экипированного, в спасжилете, недалеко от берега (некоторые осваиваются очень быстро и просят "порулить"). Так начинающий яхтсмен потихоньку присматривается, привыкает и начинает параллельно осваивать массу как теоретических знаний, так и чисто практических навыков и умений. Дети учатся вооружать и разоружать лодку, вязать узлы, делать мелкий ремонт. В сезон (с марта по ноябрь) теория переплетается с практикой на каждом занятии. Постепенно спортсмены получают знания из разных областей: физики, математики, механики. Очень развивается мелкая моторика.
– Какие цели преследуют родители, приводя своих детей в парусный спорт?
– Очень многие хотят оздоровить детей. Свежий морской воздух, закаливание, гармоничное физическое развитие на природе. Тем более, современная экипировка настолько функциональна, удобна и красива, что родители могут не волноваться о комфорте и здоровье своего ребенка.
– Подобная одежда – дорогое удовольствие?
– Согласно федеральным стандартам, школа обеспечивает своих учеников необходимой экипировкой для тренировочного процесса на воде. Да, родители что-то докупают, также есть возможность передавать экипировку от старших младшим. И не надо забывать, конечно, что родители часто приобретают что-то за свой счет, потому что детям хочется нового и модного, особенно девочкам. Их у нас значительно меньше, но они очень быстро включаются в работу и показывают отличные результаты. И им для хорошего настроения (смеется) часто требуются стразики на шапочке определенного цвета, например.
– Сейчас многие родители жалуются на электронные гаджеты, точнее, на зависимость детей от них. Ваши тоже "лезут в телефон" при первом удобном случае?
– Зависимость от гаджетов – еще одна причина, по которой родители приводят к нам детей. У них не остается времени на пустяки, но мы не собираемся лишать ребят источника знаний. Мы хотим, чтобы они были в курсе всего нового, что происходит в парусном спорте, в смежных областях, хорошо учились. А интернет дает быстрый доступ к информации, главное, чтобы он был способом, а не целью.
– Елена, а родители ваших учеников – активные "болельщики"? Насколько они присутствуют в спортивной жизни детей, помогают им?
– Большинство родителей неравнодушные, трепетные такие. Есть бывшие яхтсмены, причем мирового уровня. С их детьми легко работать: они все понимают правильно, у них нужные приоритеты, они собранные и ответственные.
Но есть родители, которые в тупик ставят своими действиями, причем из "лучших" побуждений. Например, запрещают ребенку посещать тренировку в качестве наказания. Он что-то не сделал или двойку получил, и его на две недели наказали таким образом. Звоню им, говорят: "Да, мы же знаем, как ему нравится в секции, вот пока не сделает что-то – никуда не пойдет". Они не понимают, что тренировки должны быть регулярными, ведь только при систематических нагрузках может быть хороший результат.
– Многие дети уходят из спортивной школы? По каким причинам?
– Текучка есть, как и в любом виде спорта. Но выделить могу две причины. Первая: в нашей школе занимается большое число детей военных, а они часто меняют место службы. Дети уходят просто из-за смены места жительства. Вторая – это выпускные экзамены в старших классах и подготовка к поступлению в вуз. У старшеклассников просто физически не остается времени на серьезные занятия парусным спортом.
– Любой спорт закаляет, формирует характер, дисциплинирует. Для будущих абитуриентов (особенно, если речь идет о серьезном обучении в серьезных вузах) эти качества нужны. С каким дополнительным "багажом" ваша школа отпускает своих воспитанников? Помимо спортивных результатов, что они приобретают, на какие навыки/качества смогут опереться в дальнейшем?
– Все, кто занимался парусным спортом сравнительно продолжительное время, прежде всего, учатся отвечать за себя сами. За все свои действия. Они привыкают одновременно решать разные задачи и приучаются к самодисциплине. Во время гонок (и соревновательных, и тренировочных) ребенок, подросток вынужден не только управлять яхтой, демонстрируя определенный уровень специальной физической подготовки и знания такелажного дела, навигации, он одновременно оценивает обстановку, соперников, следит за флотом, за знаками, за изменениями погодных условий. А в случае возникновения протестной ситуации он сам будет отстаивать свою позицию, четко, убедительно излагая свои мысли, опираясь на свои знания правил парусных гонок.
Разве все это применимо только к парусному спорту? Нет, эти качества, навыки нужны в любом деле, в любой профессии. Они помогают и сформировать характер, и научиться преодолевать трудности, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
– Еще один вопрос, который волнует родителей при выборе вида спорта для ребенка: насколько финансовые возможности семьи могут повлиять на результат, помочь их чаду в занятиях?
– На определенном этапе, конечно, могут помочь. Я сейчас не о "стразиках и цвете шапочки". Возможность предоставить ребенку матчасть и экипировку новейшего образца и лучшего качества может дать значительную фору юному яхтсмену. Тем более, что наличие у родителей средств обеспечивает их чаду участие в большем количестве разнообразных регат, возможность тренироваться в межсезонье (не везде же в мире закрыта навигация), консультации и помощь ведущих специалистов.
Тем не менее, талантливый ребенок "без средств" может выступать и добиваться результатов на самом высоком уровне благодаря своему труду и упорству.
– Вы говорили, что очень многие вынужденно оставляют занятия в период экзаменов и поступления в вузы. А дальше? Многие возвращаются в парус?
– Парусный спорт практически не имеет верхних возрастных границ. И в 90 люди участвуют в соревнованиях, любительских регатах или просто путешествуют и отдыхают на яхтах с семьей. Возможностей сейчас предостаточно. Кто-то на парусной доске катается, кто-то – на крейсере. Крейсерский флот очень большой. Есть возможность аренды, масса клубов, программ, можно участвовать в соревнованиях и в России, и за рубежом.
Парусный спорт остается в душе навсегда. Если человек хоть раз испытал восторг от хождения под парусом и умения подчинять себе силу ветра и волны, он будет стремиться к тому, чтобы почувствовать это снова.